ИНТЕРВЬЮ С ЧЕЛОВЕКОМ, ВЕРНУВШИМСЯ ИЗ ЧИАПАСА

 

 

ВОПРОС: ВЫ МОЖЕТЕ ДАТЬ КРАТКУЮ ПРЕДИСТОРИЮ?

ОТВЕТ: Сапатисты хотели 1-ого января 1994 занять четыре главных города в штате Чиапас, чтобы приурочить свое выступление с введением в действие NAFTA (Северо-американское соглашение о свободной торговле). Они удерживали эти города только в течение двух или трех дней после чего мексиканская армия оттеснила их назад в джунгли, но они сделали эту операцию символом начала сапатистского
сопротивления.

ВОПРОС: ТАК ЧТО В 1994 САПАТИСТЫ ОБЪЯВИЛИ НА ВЕСЬ МИР, ЧТО ОНИ НЕ ДУМАЮТ ТАКЖЕ КАК МЕКСИКАНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

ОТВЕТ: Да. Я думаю, что имелись стычки с армией и за год до этого, но армия решила не преследовать партизан, потому что правительство пыталось заключать соглашение NAFTA. Правительство не особенно желало показывать, что где-то в Мексике идет партизанская война, и поэтому хранило молчание.

ВОПРОС: ТАК ЧТО ЭТО - СВОЕГО РОДА ВЯЛОТЕКУЩАЯ ВОЙНА?

ОТВЕТ: О да, это - определенно война, но не такая, где много людей становятся ее жертвами.

Сейчас; даже притом, что мы особенно не слышим о сапатистах, движение столь же сильно как и раньше, даже перед лицом 70 тысячного мексиканского корпуса, окружившего мятежный район.

ВОПРОС: КАК САПАТИСТЫ ОРГАНИЗОВАНЫ?

ОТВЕТ: Система самоуправления сапатистов - это 35 автономных муниципалитетов, и каждый муниципалитет охватывает огромную область с тысячами людей. Масштаб области - это кое-что, что люди недооценивают. Каждый муниципалитет носит имя важного революционного события или человека. Так что Вы можете встретить названия "1-го января", или "10-ого апреля" (когда Сапата был убит). Или "Flores Magon", который был мексиканским анархистом, или "Панчо Виллья", который был когда-то союзником Сапаты.

Что является важным так это то, что сапатисты покончили со старым партизанским стилем организации, где центральный комитет сообщает вам, что надо делать. Вместо этого каждая деревня в муниципалитетах собирает собственное собрание, чтобы решать собственные дела. Например, некоторые общины остановились полностью на
коллективной собственности на землю, в то время как другие имеют смешанную систему из общей и индивидуальной земли. Каждая деревня посылает делегата в Тайный Местный Революционный Комитет, где принимаются важные военные решения.

Например в период Сан-Андресских Мирных соглашений, когда сапатисты вели переговоры с правительством, с каждым отдельным сообществом велись консультации. Эти дебаты могут продолжаться в течение нескольких дней - люди говорят до тех пор, пока каждый, кто хочет высказаться не сделает это, и затем достигается некоторое согласие. Мы были в одном сообществе, где они созывали конгресс, чтобы решить вопрос о системе муниципального образования, и встреча продолжался два дня!

ВОПРОС: РАССКАЖИТЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАНЯТИЯ ЗЕМЛИ

ОТВЕТ: Я думаю, основной передел земли был начат где-то в 1995 году. Только три землевладельца управляли муниципалитетами, в которых мы были. Землевладельцы передавали землю по наследству, пока их не изгнали из контролируемой сапатистами области.

Прежде, во многих местах вместо того, что платить заработную плату, индейцам давали кредит в магазине землевладельца, где были высокие цены на все товары, так что бедность только усиливалась. Многие общины обсуждали, что делать со старыми домами землевладельцев, потому что никакой сапатист не согласен был жить в них. Некоторые использовались как склады, некоторые были уничтожены. В одном сообществе разобрали дом по кирпичику, когда услышали, что владелец собирался вернуться. Они послали ему Рождественскую открытку с видом на то место, где когда-то стоял его дом, и просили больше не беспокоятся.

ВОПРОС: КАКОВ ТАМ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ?

ОТВЕТ: Они крайне убогие, они не имеют никаких денег. Но они всегда говорят "мы имеем достоинство". Их уровень жизни вероятно сильно не изменился, начиная с восстания, но, по крайней мере, теперь они ведут сельское хозяйство для самих себя.

ВОПРОС: КАКОВА ТАМОШНЯЯ АТМОСФЕРА?

ОТВЕТ: Шизофрения! Вы чувствуете контраст оттого, что они взяли в свои руки целый мир, но в то же самое время армейские самолеты очень низко пролетают, чуть ли не каждый день, появляются воинские транспорты и полицейские вертолеты, военные базы расположены рядом с некоторыми муниципалитетами - это все приводит в отчаяние. Что армия и полиция делает, прибыв в некоторые общины под
предлогом поиска кого-то. Это - женщины с маленькими младенцами на спинах, которые большими палками отгоняют их. Мексиканский генерал недавно жаловался, что он шел в армию не для того, чтобы бороться с женщинами и детьми!

ВОПРОС: РАССКАЖИТЕ О РОЛИ ЖЕНЩИН.

ОТВЕТ: На мой взгляд женщины являются жесткими как ад. Они принимают участие в командных структурах EZLN, например занятием города Сан-Кристобаль руководили женщины. Треть повстанческой армии - женщины. Когда я был в Сан-Кристобаль, там проходил огромный женский марш против военного присутствия в Чиапасе. Женщины настаивали на запрещении алкоголя во всем регионе, контролируемом сапатистами. Землевладельцы, в прошлом, имели обыкновение стимулировать, чтобы индейцы увлекались алкоголем, который делал их большими должниками, в то время когда они были практически на положении рабов. Если бы они попытались уехать их бы просто пристрелили, так что алкоголь был полезной формой управления, и это возымело эффект на женщин. Теперь, каждое сообщество имеет небольшую тюрьму, достаточно вместительную для одного или двух человек и если кто-то из людей устраивает дебош, они всего-навсего придерживают его в тюрьме в течение ночи. И это работает, люди не пьют. Другой пример влияния женщин - история одного парня, который организует проекты водоснабжения для общин.

Он предложил людям в одной деревне построить водопровод, и сказал, что для этого проекта потребуется много работы, трудной работы; три недели рытья траншеи в твердом грунте - четыре мили от горы до деревни. Люди решили не заморачиваться, и оставить все как есть, то есть чтобы женщины продолжали ходить на реку и таскать оттуда воду в ковшах. Однако, когда этот парень возвратился в деревню неделей
позже, к нему подошел и представился одним из старших, с которыми встречались женщины и сказали всем недвусмысленно, что они собираются рыть трубопровод! Однако, на собраниях имеется все еще иерархия, и все еще люди часто только говорят о женской революции.

ВОПРОС: ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ВИДЯТ В САПАТИСТАХ УГРОЗУ?

ОТВЕТ: Да, определенно. США используют повод войны против наркотиков, чтобы вооружить Мексиканскую армию, и большинство этого вооружения используется против сапатистов. И конечно США взволнованы, потому что сапатисты подают пример в не принятии бедности и несправедливости. Американцы потратили миллионы на уничтожение партизанских движений в Сальвадоре, Гватемале и конечно Никарагуа. И теперь новое восстание в Мексике, стране, где США всегда имели высокий уровень контроля. Регион также богат нефтью. Мексиканское правительство хочет прибрать это дело к рукам, но революционное движение находится на его пути, так что в некоторых местах назревает конфликт. В мексиканских лесах имеется также огромное биоразнообразие, и американские био-технические компании хотят войти в джунгли и начать патентовать генетические
коды.

ВОПРОС: КАКОВА РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ЭТОЙ БОРЬБЕ?

ОТВЕТ: Я видел эти картинки, про компьютеры в джунглях, но это чушь - большинство общин даже не имеет электричества. Интернет, главным образом, это сторонники сапатистов в Мексике и Америке, что неоценимо в плане получения информации и создания общественного мнения, когда мексиканское правительство понимает, что не может вмешаться в это дело.

ВОПРОС: КАК ВАЖНА БОРЬБА САПАТИСТОВ ДЛЯ ВДОХНОВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ?

ОТВЕТ: С крахом "коммунизма" возникла иллюзия относительно триумфа капитализма. Если Вы хотите сойти с пути, на котором находится сейчас мир, вы должны иметь некоторую идею относительно иной системы, и сапатисты жизненны, потому что они не только говорят об этом, они фактически сделали это. Они управляют муниципалитетами коммунально, они организуют их собственные
проекты образования, их собственные водные проекты, имеют их собственную армию, они обращаются к другим локальным сообществам Мексики - и это вдохновляет.

 

Рекомендуемое чтение:

Zapatista! Documents of the New Mexican Revolution (Autonomedia, New York ’95) 
Rebellion from the Roots by John Ross (Common Courage ’95)
Zapatista! Re-inventing Revolution in Mexico by John Holloway (Pluto Press ‘99)


http://www.eco.utexas.edu:80/Homepages/Faculty/Cleaver/chiapas95.html


Контакт: Chiapas Link, Box 79, 82 Colston Street, Bristol.
chiapaslink@yahoo.com

 

Сайт управляется системой uCoz